ПОИСК ПО САЙТУ
Беларусь Библиотечная
5 простых шагов, чтобы стать студентом белорусского университета
Гранты на обучение в Республике Беларусь



Гжельский государственный университетГомельский государственный технический университет
Белорусский государственный экономический университетБелорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный технологический университетФНКА Белорусов России


Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Акадэмія Міністэрства ўнутраных спраў Рэспублікі Беларусь

 


Нравится

Погода Минск
Информация сайта pogoda.by



Абитуриенту

Специальность «Народное творчество»

Направление специальности

«Народное творчество (театральное)»

(дневная и заочная формы получения образования)

Вступительные испытания по дисциплине «Творчество» имеют целью выявление индивидуальных режиссерских, актерских и органи­заторских способностей абитуриента, необходимых ему для овладения профессией режиссера, организатора театральной деятельности.

Испытания по дисциплине «Творчество» состоят из трех частей (этапов):

Первая часть – «Актерское мастерство»

Вторая часть – «Режиссура»

Третья часть – «Коллоквиум».

По каждой из частей (этапов) выставляется отдельная оценка.

Каждая часть (этап) оценивается по десятибалльной шкале. По результатам проведения испытания абитуриенту выставляется сумма баллов, полученных им на каждом этапе.

 Часть 1  АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

В первой части вступительных испытаний (актерское мастерство) проверяются исполнительские способности абитуриента, наличие у него художественного вкуса, эмоциональной заразительности, наблюдательности, сценического темперамента, пластичности, музыкальности, а также понимание им содержания произведения и проявление своеобразия художественно-образного восприятия.

Вступительные испытания включают в себя:

- чтение подготовленных произведений различных жанров на белорусском (русском) языке: отрывок из прозы, стихотворение, басня;

- показ этюда (этюдов), подготовленного абитуриентом самостоятельно   (или предложенного экзаменационной комиссией);

- исполнение подготовленного абитуриентом самостоятельно любого вокального произведения (песни, романса, арии и др.);

- исполнение предложенного экзаменационной комиссией танцевального номера (вальса, польки, менуэта, полонеза, рок-н-ролла, «цыганочки» и др.);

- дополнительный этап вступительного испытания (чтение собственных литературных произведений, игра на музыкальном инструменте, демонстрация экзаменационной комиссии собственных рисунков и иных творческих работ).

Исполнение (чтение) подготовленных литературных произведений

Проза

Исполнение отрывка из романа, рассказа, повести, сказки или иного прозаического жанра, который имеет определенную целостность, острый конфликт, не насыщен диалогом, передает авторский замысел, авторское отношение к описанному событию.

Стихотворная форма

Исполнение стихотворения (стихотворений) или фрагментов из крупных стихотворных форм (баллады, поэмы, былины и др.). Оценивается степень проникновения в поэтический настрой произведения, наличие у абитуриента чувства ритма и способности передать слушателю «Обобщенный художественный образ» поэтического произведения.

Басня

Исполнение басни как специфической стихотворной формы. Оценивается степень проникновения в логику произведения, в неповторимость характеров его действующих лиц, а также  передача характерных черт каждого персонажа, чувство юмора, умение сатирически заострить ситуацию.

Показ актерского этюда

Абитуриент может подготовить и показать на вступительных испытаниях один или несколько этюдов с предлагаемыми обстоятельствами, событием, конфликтом.

Экзаменационная комиссия может предложить абитуриенту тему для этюда (например, этюд на память простых физических действий, этюды-ассоциации «я – предмет», «я – животное») и др.

В ходе подготовки и показа этюда раскрывается личностное и творческое мировосприятие абитуриента, его мировоззрение, знания, наблюдательность, наличие сценического воображения и фантазии.

Исполнение подготовленного вокального произведения

Абитуриент должен исполнить заранее подготовленное вокальное произведение (песню, романс, арию, балладу, отрывок из оперы, оперетты, мюзикла и др.) а cappella, под фонограмму, под аккомпанемент концертмейстера или собственный аккомпанемент.

Оценивается наличие музыкального слуха, памяти и чувства ритма, владение голосом, эмоциональность исполнения.

Экзаменационная комиссия оценивает не только уровень исполнения, но и художественный вкус, который проявляет абитуриент при выборе вокального произведения.

Исполнение танцевального номера

Абитуриент должен под акомпанемент концертмейстера  по заданию экзаменационной комиссии исполнить танцевальный номер (вальс, польку, менуэт, полонез, рок-н-ролл, «цыганочку» и др.).

Оценивается проявление творческой фантазии, артистизма, музыкальности, пластичности, ритмичности, индивидуальности, сценического обаяния, умение передать характер танца, его «образ».

Абитуриент может представить экзаменационной комиссии подготовленный самостоятельно танцевальный номер.

Дополнительный этап вступительного испытания

По выбору абитуриента это может быть авторское чтение собственных литературных произведений (стихотворения, рассказа, басни, эссе и др.), либо игра на музыкальном инструменте (фортепиано, гитаре, скрипке, аккордеоне, баяне и др.), или демонстрация экзаменационной комиссии собственных рисунков и иных творческих работ.

На этом этапе также абитуриент представляет экзаменационной комиссии портфолио: дипломы, благодарственные письма, творческие характеристики, документы и фотоматериалы, подтверждающие творческие достижения абитуриента.

Экзаменационная комиссия в целом оценивает выбор репертуара абитуриентом (продуманность и понимание материала, художественный вкус, наличие разноплановых  произведений); внешние данные абитуриента (фактура, рост, лицо, прическа), его голос (четкость, громкость, интонационно-тембровое богатство); сценическое обаяние и  вокальные данные, а также сценический темперамент и заразительность; органичность, эмоциональную подвижность и выразительность; наличие ассоциативного мышления и наблюда­тельность.

Оценка выставляется экзаменационной комиссией после обсуждения выступления абитуриента.

Часть 2 РЕЖИССУРА

Вторая часть вступительных испытаний (режиссура) предусматривает выявление эмоционально-образного и художественного мышления абитуриента, его знаний  в области национальной, русской и зарубежной драматургии, истории театра, сценического творчества, а также выявление режиссёрских, организаторских, педагогических способностей, навыков работы с исполнителями (актёрами).

Вступительные испытания включают в себя защиту заранее подготовленного абитуриентом режиссёрского анализа классической или современной пьесы белорусского, русского или западноевропейского автора. Также абитуриент излагает свой авторский проект замысла спектакля по избранной пьесе. Допускается использование в качестве материалов для режиссёрского анализа прозаические и поэтические материалы: рассказы, повести, поэмы, эпизоды романа (по предварительному согласованию на консультации).

Защита режиссерского анализа

Абитуриент должен представить режиссерский анализ пьесы                    (в письменной форме, в формате А4) и защитить его.

Для анализа выбираются только драматические произведения классических или современных авторов нашей страны либо зарубежья (как ближнего, так и дальнего).

Примерное содержание режиссерского анализа пьесы:

                    краткая информация о жизненном и творческом пути автора пьесы;

причина выбора пьесы, актуальность ее звучания сегодня;

содержание пьесы и ее фабульный  пересказ;

предлагаемые обстоятельства пьесы;

жанр пьесы;

основная тема пьесы;

композиционное построение пьесы (завязка, кульминация, развязка);

основной конфликт в пьесе и его носители;

авторская характеристика главных действующих лиц пьесы;

характер сценографического решения пьесы;

характер  музыкально-шумового решения пьесы.

Письменная работа абитуриента может содержать иллюстративный материал (рисунки, эскизы, чертежи, таблицы и др.), который дополняет и раскрывает характер сценографического  и  музыкально-шумового решения данной пьесы (эскизы костюмов главных действующих лиц, эскизы декорационного решения, эскизы афиши и программки спектакля и др.).

К разбору пьесы также может прилагаться макет сценографического решения анализируемого абитуриентом драматургического материала.

Примерный список пьес для чтения и режиссерского анализа

Белорусская драматургия

Галубок Ул. Суд. Пісаравы імяніны

Дудараў А. Вечар. Радавыя. Чорная панна Нясвяжа

Дунін-Марцінкевіч В. Ідылія. Пінская шляхта

Каганец К. Модны шляхцюк

Караткевіч У. Маці ўрагану

Колас Я. Антось Лата

Крапіва К. Хто смяецца апошнім

Купала Я. Паўлінка. Тутэйшыя

Макаёнак А. Зацюканы апостал. Трыбунал

Міровіч Е. Тэатр купца Япішкіна

Петрашкевіч А. Дагарэла свечачка

Современная белорусская драматургия

Бутрамееў У. Страсці па Аўдзею

Дзялендзік А. Выклік багам

Кавалёў С. Стомлены д’ябал

Курэйчык А. П’ямонцкі звер

Папова А. Сняданак на траве

Рудкоўскі М. Жанчыны Бергмана

Шчуцкі А. Каласнікі

Русская драматургия

Андреев Л. Жизнь человека

Арбузов А. Таня

Булгаков М. Бег

Вампилов А. Утиная охота

Володин А. С любимыми не расставайтесь

Гоголь Н. Ревизор

Горький М. На дне

Грибоедов А. Горе от ума

Лермонтов М. Маскарад

Маяковский В. Клоп

Островский А. Гроза. Женитьба Бальзаминова

Пушкин А. Борис Годунов

Чехов А. Чайка. Три сестры. Вишнёвый сад

Западноевропейская драматургия

Шекспир У. Ромео и Джульетта. Гамлет

Шиллер Ф. Братья Моор (Разбойники). Коварство и любовь

Гёте И.-В. Фауст

Мольер Ж.-Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве

Ибсен Г. Кукольный дом (Нора). Враг народа

Брехт Б. Добрый человек из Сезуана (Сычуани). Матушка Кураж и её дети

Ионеско Э. Лысая певица. Стулья

Беккет С. В ожидании Годо

Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора

Уильямс Т. Трамвай «Желание»

Шоу Б. Пигмалион

На вступительном испытании по режиссуре экзаменационной комиссией также проверяются режиссёрская инициатива абитуриента, его изобретательность, творческая фантазия, художественный вкус, наличие организаторских способностей, умение работать с исполнителями (актёрами) и наличие эмоционально-образного мышления.

Оценка за второе испытание “Режиссура” выставляется экзаменационной комиссией сразу после защиты абитуриентом режиссёрского анализа пьесы.

                                          Часть 3  КОЛЛОКВИУМ

Третья часть вступительных испытаний – коллоквиум (собеседование) абитуриента с экзаменационной комиссией – предусматривает выявление общего культурного и образовательного уровня абитуриента, его знаний в области национальной и зарубежной истории театра, сценического искусства, живописи, музыки, литературы, кино.

Экзаменационная комиссия выявляет личностные качества абитуриента, его мироощущение и мировоззрение, уровень его подготовленности к занятиям режиссерской профессией (концентрация внимания, наблюдательность, абстрактное мышление, воображение и фантазия, скорость реакции, харизма, целеустремленность, смелость), выясняет его (абитуриента) творческую и гражданскую позицию.

Вступительные испытания проходят в устной форме в виде ответов абитуриента на вопросы экзаменационной комиссии.

Примерный перечень вопросов для собеседования с абитуриентом:

1.     Какие театры в Беларуси Вы знаете? Какие из них работают в Минске. Расскажите немного о них.

2.     Назовите имена известных режиссёров Беларуси. Расскажите о них и их творчестве.

3.     Назовите любимых актёров нашей страны. Расскажите об их творчестве.

4.     Назовите своего любимого драматурга и объясните, почему Вас привлекает его творчество.

5.     Назовите фамилию любимого актёра и объясните, почему Вас интересует его творчество.

6.     Назовите Ваш любимый театр, его репертуар и любимый спектакль. Расскажите о нём.

7.     Когда Вы в последний раз были на спектакле? Расскажите о своих впечатлениях о нём.

8.     Какую литературу Вы любите читать? Расскажите о любимых поэтах и (или) писателях.

9.     Назовите своего любимого художника. Почему Вам нравится его творчество?

10.  Какие художественные выставки (музеи) Вы посещали?

11.  Назовите свой любимый художественный (документальный, анимационный) фильм и расскажите, почему он Вам понравился.

12.  Ваше понимание профессии «режиссёр». Почему Вы выбрали эту профессию?

13.  Какова роль режиссёра в современном театральном искусстве?

14.  Какими чертами характера и личностными качествами должны обладать режиссёр и актёр театра?

15.  В чём, по-вашему, особенность театрального искусства?

16.  Опишите Ваше любимое место в родном городе.

17.  Назовите крупнейшие театры мира.

18.  Перечислите крупнейшие мировые спектакли.

19.  Какое культурное событие города, в котором Вы живете, оказало на Вас наиболее сильное воздействие?

20.  Какие жанры театрального искусства Вы знаете?

21.  Как Вы понимаете «систему Станиславского»?

22.  Как Вы понимаете «этику Станиславского»?

23.  Каким Вы видите будущее белорусского театра?

24.  Какие пьесы из предложенного списка для чтения и режиссёрского анализа Вы читали?

25.  Чего Вы ждёте от обучения в университете?

По результатам собеседования экзаменационная комиссия оценивает самостоятельность и критичность мышления абитуриента, его способность грамотно формулировать свою мысль и умение ее высказать, общекультурный уровень абитуриента, его эстетический вкус, взгляды и интересы, эрудицию, а также осмысленность выбора абитуриентом будущей профессии, его увлеченность театральным искусством.

Оценка выставляется экзаменационной комиссией после ответа абитуриента.

Литература

Горчаков, Н. М. Как поставить спектакль / Н. М. Горчаков. – М. : Гос. изд-во культурно-просветительной литературы, 1955. – 83 с.

Захава, Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра: учеб. пособ. для спец. учеб. завед. культуры и искусства / Б. Е. Захава. – М. : Просвещение, 1978.  – 334 с.

Искусство режиссуры. ХХ век / Сост. С. К. Никулин, Л. А. Пичхадзе. – М. : Артист. Режиссёр. Театр, 2008. – 768 с.

Кнебель, М. О. О действенном анализе пьесы и роли : Учеб. пособие для театральных вузов / М.О. Кнебель. – М. : Искусство, 1982. – 118 с.

Мусский, И. А. Сто великих режиссёров / И. А. Мусский. – М. : Вече, 2004. – 68 с.

Смолина, К. А. Сто великих театров мира / К. А. Смолина. – М. : Вече, 2002.  – 479 с.

Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М. : Вагриус, 2000. – 448 с.

Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены / Г. А. Товстоногов. – Л. : Искусство, 1980. – Кн. 1 : О профессии режиссёра.

Тэатральная Беларусь: энцыклапедыя: у 2 т. / пад агульн. рэд. А. В. Сабалеўскага. – Мінск. : БелЭН, 2002-2003. – Т. 1 : А. – К. 2002. – 568 с. : іл.; Л. – Я. – 2003. – 576 с.

Смелянский, А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX в. / А. М. Смелянский. – М. : Артист. Режиссёр. Театр, 1999. – 351 с.

Эфрос, А. В. Профессия: режиссёр / А. В. Эфрос. – М. : Вагриус, 2000. – 274 с.

Эфрос, А. В. Репетиция – любовь моя / А. В. Эфрос. – М. : Искусство, 1975. – 319 с.

 


Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў